30 января 2014 года в Министерстве финансов РК прошел круглый стол по результатам мониторинга качества услуг налоговых органов и актуальным вопросам применения Налогового кодекса. С приветственным словом выступила председатель Управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков РК Ертлесова Ж. Д.
Доклад на тему "Мониторинг качества услуг налоговых органов в 2013 году" озвучила директор Центра исследований "Сандж" Джандосова Ж.С. От РОО "Союза профессиональных управляющих в процедурах банкротства "ЖЕТЫСУ" принял участие представитель Союза "Жетысу" по г.Астана - Мухтар Н.Е.
Опрос был проведен во всех регионах Казахстана и включал в себя опрос субъектов малого, среднего и крупного бизнеса (2046 респондентов), населения (725) и служащих налоговых органов (429). Анкетный опрос выполнен в 14 областях Казахстана как в городской (областной центр и малый город), так и в сельской местности (два райцентра) и двух городах республиканского значения гг.Астаны и Алматы.
Для исследования были выбраны наиболее массовые услуги для юридических и физических лиц.
Удовлетворенность качеством налоговых услуг в 2013 году снизилась и составила 87% по услугам для бизнеса, 86% - для населения. В сравнении с результатами 2012 года показатель удовлетворенности снизился на 7-8% 9в 2012 г. 94%).
По результатам исследования наблюдается снижение удовлетворенности массовыми услугами налоговых органов в связи с слабой работой серверов, недостаточностью разъяснительной работы и неотлаженностью механизмов коммуникаций с налогоплательщиками.
Относительно других услуг налогоплательщики менее удовлетворены услугами по ликвидации ЮЛ, прекращению деятельности ИП и регистрации налогоплательщика для физических лиц.
Низкие показатели по удовлетворенности имеют г.Астана, Мангистауская и Атырауская области, причем в течение ряда лет. В данных регионах наблюдается вымывание персонала из налоговой службы из-за неконкурентноспособной зарплаты государственных служащих, так как Мангистауская и Атырауская области являются крупными нефтяными регионами, а Астана - крупным мегаполисом. Проблемы налоговой службы здесь отодвигаются на второй план, об этом свидетельствуют отсутствие электронного обслуживания на конец 2013 года в территориальных налоговых управлениях в столице и недостаточная обеспеченность помещениями. Восточно-Казахстанская и Актюбинская имеют по два низких показателя, Алматинская и Карагандинская области (ниже 80%).
Несмотря на снижение показателя удовлетворенности, наблюдаются существенные улучшения в качестве налоговых услуг. Это, прежде всего, повышение компетентности сотрудников налоговой службы, улучшение системы обслуживания в операционных залах, сокращение очередей из-за доступности отдельных услуг в электронном виде, совершенствование информационных систем, следствием чего стало сокращение сроков сдачи налоговой отчетности с 160 до 26 часов в течение года.
Важно отметить широкое распространение длительных налоговых проверок (до 5-ти лет), незаконченных и приостановленных. Максимальный показатель по продолжительности достигает 6 месяцев, с учетом приостановлений - 4-5 лет.
У населения сложился более позитивный имидж налоговой службы, чем у бизнеса, хотя образ коррумпированности налоговых органов более устойчив среди населения.
Опрос служащих налоговых органов показал, что наиболее острым вопросом остается недостаточная мотивация. Основная проблема управления человеческими ресурсами в том, что существующая система не ориентирует персонал на соблюдение интересов налогоплательщика, слабо привязана к результатам работы и качеству обслуживания потребителей. Для этого необходимо больше внимания уделить HR-менеджменту в налоговых органах.